В период с 1924г. по 1952 г. кафедра меняла названия и её руководителями были крупные ученые железнодорожного транспорта, известные организаторы эксплуатационной науки:
1924-1927 г.г. Сокович В.В. – заведующий кафедрой «Организация перевозок»;
1924-1927г.г. Васильев И.И. – заведующий кафедрой «Теория эксплуатации»;
1927-1928г.г. Шухов В.В.
1928-1931г.г. Бовэ Г.Г.
1931-1932г.г. Васильев И.И.
1932-1935г.г. Михальсон К.П.
1935-1936г.г. Петров А.П.
1936-1937г.г. Изралимский-Марут Е.С.
1937-1938г.г. Петров А.П.
1938-1939г.г. Аксенов И.Я.
В 1939г. организована кафедра «Грузовая работа», с 1939г. по 1941г., которой заведовал Барибан А.П.
В 1942 году две кафедры «Теория эксплуатации» и «Грузовая работа» были объеденены в одну кафедру «Эксплуатация и грузовая работа».
1942-1945г.г. Померанцев В.В. – заведующий кафедрой «Эксплуатация и грузовая работа».
С 1952г. по 1982г. заведовал кафедрой «Эксплуатация железных дорог», а с 1982г. по 1991г. — кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Кочнев Фёдор Петрович (1906-1997) — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г.Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), ректор МИИТа с 1955г. по 1980г., почетный профессор МИИТа, доктор технических наук, профессор.
С 1991г. по 1994г. кафедрой заведовал Платонов Герман Александрович (1936-1994) — кандидат технических наук, профессор.
С 1994г. по 2004г. кафедрой «Управление эксплуатационной работой» заведовал Дьяков Юрий Вячеславович (1939-2004) — заслуженный работник транспорта доктор технических наук, профессор.
С 2004г. по 2011г. заведовал кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Батурин Александр Павлович (1949 г.р.) – доктор технических наук, профессор.
С 2011 г. по 2015 г. кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» заведовал Морозов Вадим Николаевич (1954 г.р.) – первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор технических наук.
В 1924 году в Московском институте инженеров транспорта был образован эксплуатационный факультет, который готовил специалистов по управлению эксплуатационной работой железных дорог, обладающих технической подготовкой, владеющих вопросами экономики и транспортного дела, способных руководить работой станций, а по мере накопления практического опыта — отделениями железных дорог и железными дорогами, занимать ответственные руководящие посты на уровне Министерства путей сообщения.
Организатором первого эксплуатационного факультета в СССР, первым его деканом и первым заведующим кафедрой «Организация перевозок» с 1924 по 1927 годы был Владимир Александрович Сокович — лауреат Сталинской премии, один из основоположников науки об эксплуатации железных дорог, заслуженный деятель науки и техники, генерал-директор движения III ранга, доктор технических наук, профессор.
В.А.Сокович был автором целого ряда работ, таких как «Формирование комбинированных составов», «Вопросы планирования железнодорожных перевозок», «Организация движения на железнодорожном транспорте» и многие другие. Профессор В.А. Сокович награжден Орденом Ленина.
С созданием эксплуатационного факультета из состава кафедры «Железные дороги» выделились кафедры «Станции и узлы» и «Теория эксплуатации». Первым заведующим кафедрой «Теория эксплуатации» (1924-1927) стал доктор технических наук, профессор И.И. Васильев.
Крупный практический деятель и ученый, профессор Васильев И.И. своим примером показал, как надо сочетать теорию и практику в интересах прогресса железнодорожного транспорта страны. Широко известен капитальный труд-монография И.И. Васильева «Графики и расчеты по железнодорожным перевозкам», а также его книга «Организация движения поездов на железнодорожном транспорте».
Позднее, на базе кафедры « Теория эксплуатации», была создана кафедра «Организация движения поездов», которой заведовал профессор Померанцев Владимир Владимирович (1880–1959) — д.т.н., профессор, видный ученый в области эксплуатации железных дорог. Автор научных трудов, посвященных развитию теории маневровой работы на станциях, местной работы на станциях и участках и организации вагонопотоков.
С 1952-1980г.г. возглавлял кафедру «Эксплуатация железных дорог», а с 1982 по 1991 г.г. — кафедру «Управление эксплуатационной работой» доктор технических наук, профессор Федор Петрович Кочнев (1906-1997) — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г.Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), почетный профессор МИИТа. Ф.П.Кочнев был ректором МИИТа с 1955 года по 1980 год.
Этот период стал важной вехой в жизни кафедры. Сотрудники кафедры ведут большую научно – исследовательскую работу. Участвуют в разработке первых в стране комплексных технологических процессов работы Московско-Курского, Московско-Ярославского и других отделений железных дорог и технологических процессов работы вокзалов и пассажирских станций для сети железных дорог.
В 1961году на кафедре «Эксплуатация железных дорог» была создана научно-исследовательская лаборатория «Организация движения поездов» (НИЛ ОДП), в состав которой входило 30 сотрудников.
У истоков создания лаборатории «Организация движения поездов» был видный учёный, крупный организатор отраслевой науки, доктор технических наук, профессор Тихонов Константин Кузьмич. Он был не только прекрасным учёным, но и блестящим лектором, глубоко разбирающимся в самых разных проблемах эксплуатационной деятельности железных дорог. В последствии эту лабораторию возглавляли: профессора Шубко В.Г., Гоманков Ф.С., Шапкин И.Н., доценты Жабров С.С., Сапежинский Ф.Н.
НИЛ ОДП работала по направлениям научных исследований, выполняемых по заказу Министерства Путей Сообщения СССР (для магистрального транспорта) и предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ).
Наиболее значимыми НИР, разрабатываемыми на кафедре являлись: «Расчет оптимального плана формирования пассажирских поездов на основе реальных пассажиропотоков с использованием ЭВМ» (руководитель – профессор Ф.П.Кочнев), «Выбор способов поэтапного усиления пропускной способности линий и технических станций в комплексе с установлением параметров тягового обеспечения перевозочного процесса» (руководитель – профессор А.М.Макарочкин).
Под руководством заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, д.т.н., профессора Л.П. Тулупова проводилась работа над совершенствованием и развитием автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом второй очереди. Использование результатов этих исследований позволило на дорогах перейти к безбумажной технологии перевозочного процесса, основанной на одноразовой обработке информации о грузовой и поездной работе. Работы по автоматизированному управлению перевозочным процессом отмечены Золотой медалью ВДНХ.
Были разработаны и внедрены новые системы нумерации грузовых вагонов и станций (единая сетевая разметка), обобщены приемы и решения интенсивной технологии поездной и грузовой работы, разработаны методика решения задач распределения порожних вагонов с учетом их типов и категорий годности под погрузку, автоматизированная система оперативного управления поездной работой («Дорожный диспетчер»).
Большое внимание уделялось учебно-воспитательной работе по подготовке молодых специалистов и развитию современной материально-технической базы кафедры. Под руководством Ф.П. Кочнева была создана учебная лаборатория, в которой прошли обучение десятки тысяч студентов-эксплуатационников. Для приобретения практических навыков дежурных по станциям студентами специальности «Эксплуатация железных дорог» был построен действующий макет учебной железной дороги, состоящий из 12-ти станций, оборудованных реальными пультами управления и 11-и перегонов, оснащенных автоматической блокировкой и полуавтоматической блокировкой. Единственный в стране макет сортировочной станции обеспечил наглядность выполнения сортировочной работы. Студенты могли реально изучить должностные обязанности дежурного по годки, маневрового диспетчера и дежурных по паркам. Макет просуществовал до 1992 года. Техническое оборудование учебной лаборатории кафедры было лучшим среди высших учебных заведений МПС СССР.
С 1991 по 1994 годы кафедру «Управление эксплуатационной работой» возглавлял Платонов Герман Александрович (1936-1994) — кандидат технических наук, профессор. Создатель дисциплины и учебника «Эргономика на железнодорожном транспорте». Он разрабатывал методики применения экономико-математических методов и ЭВМ для эксплуатационных расчетов.
Автор научных трудов в области организации технологии местной работы станций и участков. Г.А.Платонов с 1987 по 1994 г.г. был деканом факультета «Эксплуатация железных дорог»
С 1994 по 2004 г. кафедрой «Управление эксплуатационной работой» заведовал Дьяков Юрий Вячеславович (1939-2004) — заслуженный работник транспорта доктор технических наук, профессор, академик РАТ РФ и Украины, автор более 100 научных трудов и монографий в области использования пропускной и провозной способности железных дорог и управления работой локомотивного парка. Автор учебника «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте». Ю.В. Дьяков уделял большое внимание модернизации материально–технической базы кафедры и оснащению ее современными средствами вычислительной техники. Под его руководством разрабатывается и создается современная учебная лаборатории с действующим макетом железной дороги, работающим по настоящее время.
Заведующий кафедрой с 1994 по 2004г.г. — д.т.н., профессор Дьяков Ю.В.
С 2004 по 2011 г. кафедру «Управление эксплуатационной работой» возглавлял Батурин Александр Павлович– доктор технических наук, профессор, учёный в области теории выбора оптимального развития технического оснащения железных дорог, математических методов в эксплуатации железных дорог, метода расчёта сетевого плана формирования одногруппных поездов. Автор многих методических изданий по эксплуатации железных дорог, им опубликована монография «Оптимальное развитие линейных транспортных систем».
Заведующий кафедрой с 2004 по 2011г.г. — д.т.н., профессор А.П.Батурин
1 декабря 2011 года произошло объединение двух кафедр ИУИТ «Управление эксплуатационной работой» и «Организация и безопасность движения» и была образована кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» (УЭР и БТ), которую возглавил первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, Вадим Николаевич Морозов, доктор технических наук.
В.Н.Морозов является крупным организатором железнодорожного транспорта, ученым в области организации и управления перевозками на железнодорожном транспорте, автором многих научных и инженерных работ в области внедрения инновационных технологий на сети железных дорог, монографий, научных статей и выступлений на международных и отраслевых научно-практических конференциях. Под его руководством осуществлены многие проекты ОАО «РЖД»: разработка и внедрение целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг; разработка технологии централизованного управления перевозками во взаимодействии Дирекций управления движением, тяги, инфраструктуры и сбыта; разработка и внедрение Единого технологического процесса железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП).
Заведующий кафедрой с 01.12.2011г. — д.т.н., профессор В.Н.Морозов
Кафедра выполняет фундаментальные научные исследования, которые используются в практике работы железных дорог. Среди них «Теоретические основы разработки инновационных технологий в грузовом и пассажирском движении, обеспечивающих эффективность и безопасность перевозок на железнодорожном транспорте», которые способствуют дальнейшему развитию инновационных технологий на железнодорожном транспорте.
На кафедре создан «Научно-образовательный центр прогрессивных технологий перевозочного процесса, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте (НОЦ)», в котором выполняются научно-методические работы преподавателями кафедры.
В НОЦ (ауд.1520) проводятся практические занятия, лабораторные работы, научно-практические семинары для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» и направления подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» по следующим дисциплинам: «Управление эксплуатационной работой», «Информационные технологии на магистральном транспорте», «Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе», «Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения», «Технические средства обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте». В НОЦ создан учебный комплекс программных средств по изучению методов управления перевозочным процессом с имитацией действующих автоматизированных систем (УК ПСЦД).
Лабораторные занятия и деловые игры выполняются в ауд. 1502 «Центре диспетчерского управления движением поездов» кафедры.
На кафедре введена и эксплуатируется система автоматизированного роспуска составов с сортировочной горки ТК ОПСГ-Бекасово-Сортировочное, позволяющая студентам, соискателям и аспирантам, практическим работникам более глубоко изучить процесс роспуска составов в условиях автоматизации.
На кафедре функционирует научно-образовательный внедренческий центр НОВЦ «Инновационные технологии управления производственно-эксплуатационными процессами». Руководитель НОВЦ – профессор И.Н.Шапкин.
На кафедре ведётся подготовка 20 аспирантов очной и заочной формы обучения, руководителями которых являются ведущие ученые кафедры, выполняющие научную, учебно-методическую и практическую деятельность по основным направлениям перевозочной деятельности и безопасности на железнодорожном транспорте.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 40 человек, среди которых много преподавателей с большим стажем и опытом работы, а также молодых перспективных ученых.
Кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» — мощный высококвалифицированный коллектив, который способен успешно готовить современных инженеров путей сообщения в области организации перевозок, управления и безопасности на железнодорожном транспорте, выполнять фундаментальные научные исследования в области развития эксплуатационной науки и высоко нести научный уровень исследований в области эксплуатации железнодорожного транспорта и обеспечения безопасности в транспортном комплексе.