История кафедры

В период с 1924г. по 1952 г. кафедра меняла названия и её руководителями были крупные ученые железнодорожного транспорта, известные организаторы эксплуатационной науки:

1924-1927 г.г. Сокович В.В. – заведующий кафедрой «Организация перевозок»;

1924-1927г.г. Васильев И.И. – заведующий кафедрой «Теория эксплуатации»;

1927-1928г.г. Шухов В.В.

1928-1931г.г. Бовэ Г.Г.

1931-1932г.г. Васильев И.И.

1932-1935г.г. Михальсон К.П.

1935-1936г.г. Петров А.П.

1936-1937г.г. Изралимский-Марут Е.С.

1937-1938г.г. Петров А.П.

1938-1939г.г. Аксенов И.Я.

В 1939г. организована кафедра «Грузовая работа», с 1939г. по 1941г., которой заведовал Барибан А.П.

В 1942 году две кафедры «Теория эксплуатации» и «Грузовая работа» были объеденены в одну кафедру «Эксплуатация и грузовая работа».

1942-1945г.г. Померанцев В.В. – заведующий кафедрой «Эксплуатация и грузовая работа».

С 1952г. по 1982г. заведовал кафедрой «Эксплуатация железных дорог», а с 1982г. по 1991г. — кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Кочнев Фёдор Петрович (1906-1997) — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г.Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), ректор МИИТа с 1955г. по 1980г., почетный профессор МИИТа, доктор технических наук, профессор.

С 1991г. по 1994г. кафедрой заведовал Платонов Герман Александрович (1936-1994) — кандидат технических наук, профессор.

С 1994г. по 2004г. кафедрой «Управление эксплуатационной работой» заведовал Дьяков Юрий Вячеславович (1939-2004) — заслуженный работник транспорта доктор технических наук, профессор.

С 2004г. по 2011г. заведовал кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Батурин Александр Павлович (1949 г.р.) – доктор технических наук, профессор.

С 2011 г. по 2015 г. кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» заведовал Морозов Вадим Николаевич (1954 г.р.) – первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор технических наук.

В 1924 году в Московском институте инженеров транспорта был образован эксплуатационный факультет, который готовил специалистов по управлению эксплуатационной работой железных дорог, обладающих технической подготовкой, владеющих вопросами экономики и транспортного дела, способных руководить работой станций, а по мере накопления практического опыта — отделениями железных дорог и железными дорогами, занимать ответственные руководящие посты на уровне Министерства путей сообщения.
Организатором первого эксплуатационного факультета в СССР, первым его деканом и первым заведующим кафедрой «Организация перевозок» с 1924 по 1927 годы был Владимир Александрович Сокович — лауреат Сталинской премии, один из основоположников науки об эксплуатации железных дорог, заслуженный деятель науки и техники, генерал-директор движения III ранга, доктор технических наук, профессор.

img13.jpg

В.А.Сокович был автором целого ряда работ, таких как «Формирование комбинированных составов», «Вопросы планирования железнодорожных перевозок», «Организация движения на железнодорожном транспорте» и многие другие. Профессор В.А. Сокович награжден Орденом Ленина.
С созданием эксплуатационного факультета из состава кафедры «Железные дороги» выделились кафедры «Станции и узлы» и «Теория эксплуатации». Первым заведующим кафедрой «Теория эксплуатации» (1924-1927) стал доктор технических наук, профессор И.И. Васильев.

img14.jpg

Крупный практический деятель и ученый, профессор Васильев И.И. своим примером показал, как надо сочетать теорию и практику в интересах прогресса железнодорожного транспорта страны. Широко известен капитальный труд-монография И.И. Васильева «Графики и расчеты по железнодорожным перевозкам», а также его книга «Организация движения поездов на железнодорожном транспорте».
Позднее, на базе кафедры « Теория эксплуатации», была создана кафедра «Организация движения поездов», которой заведовал профессор Померанцев Владимир Владимирович (1880–1959) — д.т.н., профессор, видный ученый в области эксплуатации железных дорог. Автор научных трудов, посвященных развитию теории маневровой работы на станциях, местной работы на станциях и участках и организации вагонопотоков.

Image1.jpg
Профессора с выпускниками эксплуатационного факультета.
Первый ряд. Третий слева направо: профессор Ф.И.Шаульский – заведующий кафедрой «ОКЖД», профессор Г.Г.Гриневич – декан эксплуатационного факультета, профессор В.В.Померанцев – заведующий кафедрой «Организация движения поездов».

С 1952-1980г.г. возглавлял кафедру «Эксплуатация железных дорог», а с 1982 по 1991 г.г. — кафедру «Управление эксплуатационной работой» доктор технических наук, профессор Федор Петрович Кочнев (1906-1997) — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г.Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), почетный профессор МИИТа. Ф.П.Кочнев был ректором МИИТа с 1955 года по 1980 год.
Этот период стал важной вехой в жизни кафедры. Сотрудники кафедры ведут большую научно – исследовательскую работу. Участвуют в разработке первых в стране комплексных технологических процессов работы Московско-Курского, Московско-Ярославского и других отделений железных дорог и технологических процессов работы вокзалов и пассажирских станций для сети железных дорог.
В 1961году на кафедре «Эксплуатация железных дорог» была создана научно-исследовательская лаборатория «Организация движения поездов» (НИЛ ОДП), в состав которой входило 30 сотрудников.
У истоков создания лаборатории «Организация движения поездов» был видный учёный, крупный организатор отраслевой науки, доктор технических наук, профессор Тихонов Константин Кузьмич. Он был не только прекрасным учёным, но и блестящим лектором, глубоко разбирающимся в самых разных проблемах эксплуатационной деятельности железных дорог. В последствии эту лабораторию возглавляли: профессора Шубко В.Г., Гоманков Ф.С., Шапкин И.Н., доценты Жабров С.С., Сапежинский Ф.Н.
НИЛ ОДП работала по направлениям научных исследований, выполняемых по заказу Министерства Путей Сообщения СССР (для магистрального транспорта) и предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ).
Наиболее значимыми НИР, разрабатываемыми на кафедре являлись: «Расчет оптимального плана формирования пассажирских поездов на основе реальных пассажиропотоков с использованием ЭВМ» (руководитель – профессор Ф.П.Кочнев), «Выбор способов поэтапного усиления пропускной способности линий и технических станций в комплексе с установлением параметров тягового обеспечения перевозочного процесса» (руководитель – профессор А.М.Макарочкин).
Под руководством заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, д.т.н., профессора Л.П. Тулупова проводилась работа над совершенствованием и развитием автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом второй очереди. Использование результатов этих исследований позволило на дорогах перейти к безбумажной технологии перевозочного процесса, основанной на одноразовой обработке информации о грузовой и поездной работе. Работы по автоматизированному управлению перевозочным процессом отмечены Золотой медалью ВДНХ.
Были разработаны и внедрены новые системы нумерации грузовых вагонов и станций (единая сетевая разметка), обобщены приемы и решения интенсивной технологии поездной и грузовой работы, разработаны методика решения задач распределения порожних вагонов с учетом их типов и категорий годности под погрузку, автоматизированная система оперативного управления поездной работой («Дорожный диспетчер»).

Image2.jpg
Кафедра «УЭР» 1986г. Первый ряд слева направо: ст.пр. Пышкина Л.А., к.т.н., доц. Рудых А.М., д.т.н., профессор (заведующий кафедрой «УЭР» с 1952 по 1991г.г.) Кочнев Ф.П., к.т.н., доцент Жербина А.И., ст.пр. Бокова Е.Ю. Второй ряд слева направо: к.т.н., доц.Минаков А.Н., д.т.н., профессор Шубко В.Г., к.т.н., доц.Зеленков В.И., к.т.н., профессор Платонов Г.А., д.т.н., профессор Л.П.Тулупов, к.т.н., доц. Баландюк Г.С., к.т.н., доц. Гоманков Ф.С., к.т.н., доц.Батурин А.П., д.т.н., профессор Макарочкин А.М., к.т.н., доц. Шапкин И.Н., д.т.н., профессор Сотников И.Б., к.т.н., доц. Корешков А.Н., д.т.н., профессор Ю.В.Дьяков

Большое внимание уделялось учебно-воспитательной работе по подготовке молодых специалистов и развитию современной материально-технической базы кафедры. Под руководством Ф.П. Кочнева была создана учебная лаборатория, в которой прошли обучение десятки тысяч студентов-эксплуатационников. Для приобретения практических навыков дежурных по станциям студентами специальности «Эксплуатация железных дорог» был построен действующий макет учебной железной дороги, состоящий из 12-ти станций, оборудованных реальными пультами управления и 11-и перегонов, оснащенных автоматической блокировкой и полуавтоматической блокировкой. Единственный в стране макет сортировочной станции обеспечил наглядность выполнения сортировочной работы. Студенты могли реально изучить должностные обязанности дежурного по годки, маневрового диспетчера и дежурных по паркам. Макет просуществовал до 1992 года. Техническое оборудование учебной лаборатории кафедры было лучшим среди высших учебных заведений МПС СССР.

Image3.jpg
Пульт управления станции «Магнитная», оборудованный БМРЦ

 

Image4.jpg
Студенты кафедры «Эксплуатация железных дорог» на макете сортировочной станции «Фестивальная»

 

img12.jpg

С 1991 по 1994 годы кафедру «Управление эксплуатационной работой» возглавлял Платонов Герман Александрович (1936-1994) — кандидат технических наук, профессор. Создатель дисциплины и учебника «Эргономика на железнодорожном транспорте». Он разрабатывал методики применения экономико-математических методов и ЭВМ для эксплуатационных расчетов.
Автор научных трудов в области организации технологии местной работы станций и участков. Г.А.Платонов с 1987 по 1994 г.г. был деканом факультета «Эксплуатация железных дорог»

С 1994 по 2004 г. кафедрой «Управление эксплуатационной работой» заведовал Дьяков Юрий Вячеславович (1939-2004) — заслуженный работник транспорта доктор технических наук, профессор, академик РАТ РФ и Украины, автор более 100 научных трудов и монографий в области использования пропускной и провозной способности железных дорог и управления работой локомотивного парка. Автор учебника «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте». Ю.В. Дьяков уделял большое внимание модернизации материально–технической базы кафедры и оснащению ее современными средствами вычислительной техники. Под его руководством разрабатывается и создается современная учебная лаборатории с действующим макетом железной дороги, работающим по настоящее время.

Image5.jpg
Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой» 1996г.

Заведующий кафедрой с 1994 по 2004г.г. — д.т.н., профессор Дьяков Ю.В.
С 2004 по 2011 г. кафедру «Управление эксплуатационной работой» возглавлял Батурин Александр Павлович– доктор технических наук, профессор, учёный в области теории выбора оптимального развития технического оснащения железных дорог, математических методов в эксплуатации железных дорог, метода расчёта сетевого плана формирования одногруппных поездов. Автор многих методических изданий по эксплуатации железных дорог, им опубликована монография «Оптимальное развитие линейных транспортных систем».

Image6.jpg
Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой» 2005г.

Заведующий кафедрой с 2004 по 2011г.г. — д.т.н., профессор А.П.Батурин
1 декабря 2011 года произошло объединение двух кафедр ИУИТ «Управление эксплуатационной работой» и «Организация и безопасность движения» и была образована кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» (УЭР и БТ), которую возглавил первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, Вадим Николаевич Морозов, доктор технических наук.
В.Н.Морозов является крупным организатором железнодорожного транспорта, ученым в области организации и управления перевозками на железнодорожном транспорте, автором многих научных и инженерных работ в области внедрения инновационных технологий на сети железных дорог, монографий, научных статей и выступлений на международных и отраслевых научно-практических конференциях. Под его руководством осуществлены многие проекты ОАО «РЖД»: разработка и внедрение целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг; разработка технологии централизованного управления перевозками во взаимодействии Дирекций управления движением, тяги, инфраструктуры и сбыта; разработка и внедрение Единого технологического процесса железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП).

Image7.jpg
Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте».

Заведующий кафедрой с 01.12.2011г. — д.т.н., профессор В.Н.Морозов
Кафедра выполняет фундаментальные научные исследования, которые используются в практике работы железных дорог. Среди них «Теоретические основы разработки инновационных технологий в грузовом и пассажирском движении, обеспечивающих эффективность и безопасность перевозок на железнодорожном транспорте», которые способствуют дальнейшему развитию инновационных технологий на железнодорожном транспорте.
На кафедре создан «Научно-образовательный центр прогрессивных технологий перевозочного процесса, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте (НОЦ)», в котором выполняются научно-методические работы преподавателями кафедры.

Image8.jpg

В НОЦ (ауд.1520) проводятся практические занятия, лабораторные работы, научно-практические семинары для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» и направления подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» по следующим дисциплинам: «Управление эксплуатационной работой», «Информационные технологии на магистральном транспорте», «Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе», «Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения», «Технические средства обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте». В НОЦ создан учебный комплекс программных средств по изучению методов управления перевозочным процессом с имитацией действующих автоматизированных систем (УК ПСЦД).

Лабораторные занятия и деловые игры выполняются в ауд. 1502 «Центре диспетчерского управления движением поездов» кафедры.

Image9.jpg

На кафедре введена и эксплуатируется система автоматизированного роспуска составов с сортировочной горки ТК ОПСГ-Бекасово-Сортировочное, позволяющая студентам, соискателям и аспирантам, практическим работникам более глубоко изучить процесс роспуска составов в условиях автоматизации.
На кафедре функционирует научно-образовательный внедренческий центр НОВЦ «Инновационные технологии управления производственно-эксплуатационными процессами». Руководитель НОВЦ – профессор И.Н.Шапкин.
На кафедре ведётся подготовка 20 аспирантов очной и заочной формы обучения, руководителями которых являются ведущие ученые кафедры, выполняющие научную, учебно-методическую и практическую деятельность по основным направлениям перевозочной деятельности и безопасности на железнодорожном транспорте.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 40 человек, среди которых много преподавателей с большим стажем и опытом работы, а также молодых перспективных ученых.
Кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» — мощный высококвалифицированный коллектив, который способен успешно готовить современных инженеров путей сообщения в области организации перевозок, управления и безопасности на железнодорожном транспорте, выполнять фундаментальные научные исследования в области развития эксплуатационной науки и высоко нести научный уровень исследований в области эксплуатации железнодорожного транспорта и обеспечения безопасности в транспортном комплексе.