Научные школы

Научная школа «Совершенствование технологий перевозочного процесса»
Основатель научной школы – Заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор Кочнев Федор Петрович, ректор МИИТа (1955-1980 г.г.), Заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» (1955-1991). Почетный доктор Будапештского политехнического университета Венгрии; Высшей транспортной школы (г. Жилина, Словакия); Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия).

Основные научные направления:

«Организация пассажирских перевозок»
Это направление в течение длительного времени возглавлял д.т.н., профессор Федор Петрович Кочнев. В результате научных исследований им были написаны учебники и монографии: «Пассажирские перевозки», «Вес и скорость пассажирских поездов», «Оптимальные параметры пригородных перевозок» и др.
Его учениками, развивающими это направление являются:
— Д.т.н., профессор Шубко Владимир Григорьевич. Им разработана методика расчета и оптимизации плана формирования пассажирских поездов. Изданы монография и учебник «Совершенствование пассажирских перевозок», «Организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (в примерах и задачах)»
— Д.т.н., профессор Пазойский Юрий Ошарович развил проблему организации пригородных перевозок на железнодорожном транспорте. Им предложены решения по оптимизации графика оборота пригородных составов, определению размеров движения пригородных поездов, расчету оптимального числа зон на пригородном участке, разработке принципов построения тактового графика движения пригородных поездов. Его научные разработки отражены в монографии «Организация пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте»

«Оптимизация развития пропускной способности железных дорог»
Основоположник этого направления д.т.н., профессор Макарочкин Андрей Михайлович. Им разработана и решена проблема оптимизации многоэтапного процесса развития пропускной способности железнодорожных линий. Изданы монографии: «Оптимизация развития пропускной способности железных дорог», «Использование и развитие пропускной способности железных дорог»
Учениками профессора А.М. Макарочкина, которые продолжили исследования в этом направлении являются:
— Заслуженный работник транспорта, д.т.н., профессор, Академик АТРФ и Украины Дьяков Юрий Вячеславович. Были разработаны: комплексная интенсивная технология перевозочного процесса на грузонапряженных линиях; научный метод использования и развития пропускной способности железных дорог; методы создания новой технологии диспетчерского управления на железных дорогах в условиях ДЦУП; развитие информационных технологий поездной работы в условиях новой структуры управления перевозочным процессом
— Д.т.н., профессор Батурин Александр Павлович. Им разработана теория выбора оптимального развития технического оснащения сети железных дорог; методика расчета сетевого плана формирования одногруппных грузовых поездов, внедренная на сети железных дорог РФ.

«Оптимальные параметры технологии и технического оснащения работы сортировочной станции»
Возглавлял научное направление д.т.н., профессор Сотников И.Б. Под его научным руководством разработана оригинальная методика расчета параметров и технического оснащения сортировочных станций с использованием методов математического моделирования станционных процессов. Результаты исследований отражены в монографии «Взаимодействие станций и участков железных дорог». В дальнейшем эту проблему развил профессор А.Н. Корешков, который разработал современные методы расчета технологии работы сортировочной станции и оптимизации ее параметров. Большой вклад в развитие методов расчета технологии сортировочных станций на основе статистического моделирования внесли работы д.т.н., профессора Н.Н. Шабалина, работавшего долгое время на кафедре.
Д.т.н., профессором Иловайским Н.Д. впервые научно разработана и реализована с помощью ЭВМ система поездообразования и текущего планирования на сортировочных станциях. Новым научным направлением профессора Иловайского Н.Д. является развитие маркетинга грузовых перевозок и сервиса на железнодорожном транспорте, отвечающие сегодняшним проблемам рыночной экономики. Результаты исследований отражены в монографии «Маркетинг в перевозках грузов» и учебнике «Сервис на транспорте (железнодорожный транспорт)».

«Теория организации вагонопотоков и маршрутизация перевозок»
Этому научному направлению посвящены труды д.т.н., профессоров В.М. Акулиничева, Н.Е. Борового, Л.П. Тулупова, Ф.С. Гоманкова. Научные труды, опубликованные в МИИТе и в издательстве «Транспорт»: «Система организации вагонопотоков» В.М. Акулиничева, «Маршрутизация перевозок» Н.Е. Борового, учебник «Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте» профессора Ф.С. Гоманкова. Значительный вклад в дальнейшее развитие этого научного направления внесли труды докторов технических наук, профессоров кафедры А.П. Батурина и А.Ф. Бородина, позволившие реализовать расчет сетевого плана формирования одногруппных грузовых поездов.

«Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте»
Это научное направление с 1983 г. Возглавлял заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Л.П. Тулупов. Под его научным руководством разработаны и внедрены новые системы нумерации грузовых вагонов и станций (Единая сетевая разметка), обобщены приемы и методы решения интенсивной технологии поездной и грузовой работы, разработаны методики решения задачи распределения порожних вагонов с учетом их типов и пригодности под погрузку, методики и алгоритмы многофакторного прогнозирования для автоматизированной системы оперативного управления перевозками, технология поездной работы на основе многофакторного прогнозирования и моделирования его работы (на 3-6 часов), а также многокритериального нормирования технологических операций для АСТП станций. Д.т.н., профессором И.Н. Шапкиным разработана информационная технология организация поездной работы на основе «твердых» ниток графика и перехода к дискретным методам управления перевозками. Результаты исследований опубликованы в монографии «Современные технологии, организация и управление эксплуатационной работой на железных дорогах». Разработана система комплексной оценки работы поездного диспетчера на основе технико-экономических критериев. Под редакцией профессора Л.П. Тулупова издан учебник «Управление и информационные технологии на железнодорожном транспорте».